Главная » Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь г. Болхова

Версия для слабовидящих

Поиск

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages

Ссылки

 

 

Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь г. Болхова

Город Болхов – Орловский Суздаль

img_1      В 55 км к северу от Орла расположен город Болхов Орловской области, один из самых древних городов России. Болхов, Девягорск – это имя, овеянное легендами и сказаниями, сохранила история. Возникший в глубине минувших столетий, в середине XVI в. Болхов становится одним из боевых форпостов, защищавших южные рубежи Московской Руси. Живописный архитектурный силуэт, самобытный облик небольшого древнерусского города, обилие храмов, прекрасное местоположение, природа и особенное благочестие жителей – за все это Болхов справедливо называли вторым Суздалем. Строили и жертвовали на него цари и дворяне, купцы и простой люд.

     И всему архитектурному ансамблю города Болхова противостоит Троицкий собор Оптина монастыря, являясь его вечным воином и стражем, его духовной и архитектурной доминантой: «Положение монастыря красиво: он на горе. С колокольни весь город видать. А Болхов издали – картина…»

Троицкий Оптин монастырь

     «Один из известнейших среднерусских монастырей», — как его называли в литературе XIX в., Троицкий Оптин монастырь расположен в километре от Болхова. Раньше это был развитый монастырский ансамбль с тремя храмами, келейными корпусами и службами.

     Основан Болховский Оптин монастырь ранее XV века, по одному преданию князьями Хотетовскими, которым Болхов был дан в удел, по другому – раскаявшимся и постригшимся в монахи разбойником Оптой, так же как и Козельская Оптина пустынь, находящаяся в 90 км от Болхова; одно время Болховский монастырь был даже более значительным и известным. Третье предание связывает название Болховской Оптиной пустыни с традицией общежительного проживания монахов и монахинь, распространенной в XV веке.

     К XX веку в Троицком Оптине монастыре было три храма: Св. Живоначальной Троицы с приделами Воскресения Христова и Воскрешения Лазаря, Тихвинской Божией Матери с приделами Рождества Богородицы и Алексея Божьего человека, Рождества Иоанна Крестителя с приделами пророка Илии и Антония и Феодосии Печерских.

     Окружала обитель крепостная каменная стена с четырьмя башнями-бойницами по углам, что указывает на приспособление к самозащите.

     В 1614 г. во время литовского нашествия монастырь был выжжен поляками, о чем сказано в писцовых книгах 1620 года, а до пожара в обители были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Пророка Илии, и по актам ее именовали Монастырь Обжей Рождества Пресвятыя Богородицы.

      В 1628 г. по повелению царя Михаила Романова церкви эти были восстановлены почти в прежнем виде. Обитель испытывала оскудение «имел всего два колокола весом в 1,5 пуда каждый». Существует древнее предание, связанное с этими колоколами. Близ монастыря есть луг, в старину он был глубоким озером, в котором будто бы отдавался и теперь отдается гул колокола. Во время нашествия каких-то врагов монахи спрятали два больших колокола в озеро. Когда неприятель удалился, один колокол вынули, а другой вытащить не смогли. С тех пор колокольный звон извлеченного из озера вызывает сочувственный отклик в его собрате, скрытом глубоко под землей; эти звуки подземного узника и слышатся. Второе монастырское предание о том, как видели монахи Саму Богородицу, как прошла Она у монастырской ограды, благословляя Свою обитель.

     Во все времена монастырь имел царственных покровителей из Дома Романовых, т.к. супруга царя Алексея Михайловича (Тишайшего) – царица Мария Ильинична Милославская была болховской уроженкой; преемники царя Алексея – цари Федор, Иоанн, царевна София и Петр I также оказывали помощь обители. Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Милославский и ее сестра Анна. Бывали здесь и цари Иоанн Грозный и Петр I и благодетельствовали городу и монастырю.img_2

     И многие знаменитые русские фамилии: Горчаковы, Милославские, Юрасовские, Шеншины, Хотетовские и другие в течение нескольких веков были известными жертвователями Оптина монастыря, где по завещанию и погребались. Обширные связи монастыря и духовное его влияние, таким образом, простирались далеко за пределы Орловской губернии.

     В 1705 г. Петр Великий, посетивши с царевичем Алексеем Болхов, повелел «ради многонародного жительства города» — «для церковной церемонии и благолепия во время водоосвящения и в крестных хождениях в мужской и девичь монастыри четверекратно быть в монастыре архимандриту».

     Самым известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря в XIX веке был любимый ученик св. Филарета Московского, переводчик священных ветхозаветных книг, воспитанник Глинской пустыни, просветитель и миссионер Алтая, архимандрит Макарий (Глухарев), почивший в обители 18/31 мая 1847 г. и погребенный в склепе под сводами Троицкого собора; ныне причисленный к лику святых Божиих.

     Первоапостол Алтая, преподобный Макарий Алтайский, «Незабвенный архимандрит» — одна из самых светлых личностей не только в истории нашего миссионерства, но и в истории Церкви, а 31-й день зеленого мая да будет навечно днем похвалы святому старцу и праведнику, каким архимандрит Макарий почитается не только в России – далеком Алтае и Сибири, Москве, Петербурге, Орле и Болхове, но и во всем мире.

     В XX веке еще один выдающийся подвижник, исповедник нашего времени архиепископ Даниил (Троицкий, 1887-1934 гг.), как и его родной брат священномученик Илларион, свидетельствовавший о Христе даже до смерти, был известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря с 1917 по 1921 годы.

     Красный смерч разметал жизнь древней обители, опустошил ее храмы и стены. Великая Отечественная война 1941-1945 гг., когда монастырь в ходе боев, как «генеральная высота» семь раз переходил из рук в руки, и последующие годы «строительства социализма» разрушили остальное.

     Ныне на территории 700-летней обители уцелел лишь уникальный Троицкий собор – федеральный памятник искусства и культуры XVII века, а также частично сохранились старинные могильные плиты и часть монастырской ограды с башнями и вратами, к которым примыкает здание келий постройки XIX-го века.

     Троицкий собор 1668 года – единственный памятник Орловщины, который связывает нас с древней Русью: «Собор старинного вкуса, в византийском стиле», построен в подобие Успенского храма Московского Кремля, на средства царя Алексея Михайловича и царицы Марии Милославской как родовая усыпальница родных царицы; в связи с постройкой Троицкого собора также было переименовано название монастыря.

Тихвинская икона Божией Матери

     Забота Богоматери о роде людском избрала иконы как средство постоянного и близкого общения Ея с людьми. Удивительными путями приходят в мир Богородичные иконы. Нередко чудесные явления случались на деревьях и при деревьях.

     К числу таких явленных икон и принадлежит чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, явленная на трех соснах у Троицкого Оптина монастыря г. Болхова «ранее 1620 года в день священномученика Мокия», где для нее была устроена большая часовня, куда для поклонения сей святой иконе стекалось на Тихвинскую 26 июня / 9 июля огромное количество горожан, жителей окрестных деревень и дальних паломников. Рядом, у монастырского пруда, находился Тихвинский источник, который славился своей целебной водой. Одно время монастырь носил название Тихвинского. Также у стен Оптина монастыря по царскому указу проводилась знаменитая Тихвинская ярмарка, привлекавшая множество народа.

Сила Божия

img_3      17 июля 2002 года благословением недавно почивших Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиепископа Орловского и Ливенского Паисия началось возрождение Троицкого Оптина монастыря как женского. Ныне после страшных лет тьмы, поругания и запустения здесь снова совершается Божественная литургия, молитва и труд, возрождается древний Троицкий собор, крестные ходы и праздники.

     17 марта 2004 г. в день памяти св. князя Даниила Московского, которого прославил царь Алексей Михайлович, был освящен правый придел Троицкого собора в честь Царственных Мучеников: царя Николая с Семьей.

     20 марта на «родительскую», в день поминовения усопших, через 80 лет плена, когда монастырь стоял без «света и пения», в Троицком соборе Оптина монастыря, построенного на помин души Романовых – Милославских, вновь была отслужена первая Божественная литургия.

     6 апреля 2004 г., на Страстной Седмице, на центральной главе Троицкого монастыря установлен 4-х метровый ажурный просечной крест с царской короной.

     9 июля 2009 года благословением правящего архиерея – архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона торжественным крестным ходом вернулась в свою обитель чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

     Взорванный, списанный из живых, монастырь чудом воскресает. На месте явления Тихвинской иконы и двух храмов воздвигнуты Поклонные Кресты. Пока у болховских сестер есть только Крест, Храм и Икона, монастырский синодик и «своя» молитва, приснившаяся одной послушнице.
Спаси, Господь, собор!
Спаси! Святая Троица, спаси!
Сбери все слезы Богородицы к Руси,
Умой народ, открой глаза, спаси!

     Есть лишь горький плач о тяжких грехах наших, и что «не до конца прогневается Господь!», и молитвенное упование на Бога, Матерь Божию, святых Его и людей, созданных по образу и подобию Его… Но есть Господь и голубое небо – Вечный Покров Царицы Небесной, которая посетила же однажды эту обитель… и скудные ее сестры веруют и надеются возжечь еще одну свечу и лампаду в мире – Свет Троицкого Рождества Богородицы Оптина женского монастыря.

     Приглашаем всех желающих помолиться и потрудиться в нашей древней пустыни и веруем, что возрождение святой обители на Орловской земле нужно всей воскресающей России, «всему миру», за который и возносятся неусыпные монашеские молитвы.

     По праздникам и воскресным дням совершается Божественная литургия, а в субботу восстановлено особое молитвенное песнопение перед иконой Божией Матери Тихвинской, по древнему чину параклисис. Совершается поминовение усопших царственных благодетелей монастыря, всех бывших насельников монастыря, чьи имена удается установить, алтайских миссионеров, воинов, погибших на Куликовом поле, экипаж крейсера «Варяг». А также о здравии всех жертвователей, строителей монастыря, духовных наставников, детей из приюта и всех православных христиан.

     Монастырь входит в состав Орловско-Ливенской епархии Московской патриархии, правящим архиереем епархии является архиепископ Орловский и Ливенский Антоний. Настоятельница монастыря – игумения Евфалия (Мастепанова).

     Реставрационные работы по восстановлению древнейшей обители ведутся с огромным трудом, т.к. федеральное финансирование невелико и нерегулярно, а своих средств обитель не имеет совсем.

     Любой старинный монастырь – это всегда кладбище. Кладбище Болховского Троицкого монастыря разрушено до основания, т.к. все богатые захоронения были вскрыты в годы гонений, останки выброшены в овраг.

     Рядом с местом явления Тихвинской иконы забил источник, который почитают чудотворным, но в послевоенные годы он был засыпан землей по приказу председателя колхоза. Мы надеемся, что с помощью добровольных помощников он будет восстановлен.

Посмотреть расположение на карте.


Оставить комментарий

Глава Болховского района

Телефоны экстренных служб