Главная » Уездный город Болхов

Версия для слабовидящих

Поиск

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages

Ссылки

 

 

Уездный город Болхов

Владимир НЕДЕЛИН

«Град Болхов стоит на Нугри на левой стороне на горах красовито: град деревянный (кремль), ветх уже, церквей каменных есть от малой части: монастырь хорош, от града якобы поприще; рядов много; площадь торговая хороша, хлеба бывает много, а дровами сильно довольно; люди в нем невежи, искусу нет ни у муже ска полу, не как Калуга или Белев, своемеры, дулепы…»

Иван Лукьянов. 1710 год.

p1000115      Вид БолховаПервое упоминание об одном из древних городов России — Болхове относится к осени 1196 года, когда город, входивший в состав Черниговского княжества, взял и сжег владимирский князь Всеволод III Большое Гнездо. После гибели в Орде 20 сентября 1246 года черниговского князя Михаила Всеволодовича его сыновья разделили отцовские владения на ряд более мелких княжений. Надо полагать, что Болхов вошел в Карачевский удел князя Мстислава Михайловича.

     Позднее, в конце XIII — начале XIV веков Карачевское княжество делится на более мелкие уделы — Козельский и Звенигородский(1), город сперва входит в Звенигородский удел, а позднее достается младшему сыну князя Адриана Звенигородского Ивану по прозвищу Болх и, в свою очередь, становится центром самостоятельного удела, а князь Иван — родоначальником рода князей Болховских. Надо полагать, что Болхов прекратил свое существование около 1406 года в связи с военным разгромом литовцами Карачевского и вас­сальных ему Звенигородского, Козельского и Болховского княжеств, а князья Болховские были вынуждены отъехать к Великому Князю Московскому на положение служилых князей, исполняя впоследствии должности государевых наместников и воевод.

     В начале XVI века земли в верховьях Оки после изнурительной войны пере­ходят под власть Московского государства, и правительство деятельно при­нимается за восстановление старых и строительство новых городов на юж­ных границах. В Разрядной книге под 1555 годом упоминается, что на реке Нугри стоит воевода Михаил Петрович Репнин, а «город делал Григорий Иванов сын Нагово». С этого времени на Нугрь регулярно посылаются воеводы. Само же название новопостроенного города впервые указано только под 1556 годом: «На Нугри в Болхове».

     Вторая половина XVI века и особенно начало XVII столетия в истории Болхова заполнены осадами, набегами и битвами. Годы Смутного времени при­несли Болхову неисчислимые бедствия, город переходил из рук в руки, а его окрестности становились ареной больших и малых сражений. Из них наиболее известен по своим трагическим последствиям Болховский бой 30-31 апреля 1608 года между полками Дмит­рия Шуйского, брата царя Василия Шуйского, и отрядами Лжедмитрия II — одно из крупнейших сражений периода Смуты, закончившееся сокрушитель­ным разгромом русских войск. Болхов неоднократно осаждали поляки, литовцы и татары, но болховитяне непрерывно «биющесь» на обгорелых крепостных стенах, посадских дворах и огородах не только отбивали штурмы, но и зачастую смелыми вылазками прого­няли неприятеля, оставлявшего в их руках пленных и знамена.

     Военная история Болхова заканчивается во второй половине XVII века, хотя Болховская крепость, артиллерия и гарнизон поддерживаются в боевом состоянии вплоть до начала следующе­го столетия. В 1696-1698 годах сильно обветшавшие к тому времени укрепления Болховского кремля были даже об­новлены и усилены. Но новой крепости так и не дано было испытать себя в деле, а в 1706 году, проезжая через Болхов, Петр I распорядился снять с укреплений пушки. Стены и башни кремля простояли до 1753 года (по другим данным — до 1748 года), когда случившийся Великий пожар «истребил оное укрепление вовсе без остатка»

     С Болховом и его окрестностями связаны имена Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, декабриста Сергея Кривцова, поэта А. Н. Апухтина, участника русско-турецкой войны 1877-1878 го­дов генерал-майора В. Н.Лаврова, просветителя народов Алтая Макария Глухарева. В сражениях войны 1877-1878 годов на Балканах отличился 138-й пехотный Болховский полк, в котором слу­жил вольноопределяющимся будущий писатель Всеволод Гаршин. Болховские храмы расписывали художники Ф. А. Бруни и М. Н. Васильев, чей отец был священником местной Введенской церкви. Далеко за пределами Ор­ловской губернии были известны ико­ностасы работы болховского мастера Абашеева и произведения здешней иконописной мастерской.

     Была у болховичей еще одна гордость — городские храмы. По количе­ству церквей в XVII -XVIII веках Болхов превосходил все прочие города Орловщины, и в 1681 году даже предполагалось учредить в Болхове самостоятельную епархию, куда вошли бы Орел, Карачев, Кромы, Мценск и Новосиль.

     В 1647 году женой царя Алексея Михайловича становится Мария Милославская. Вотчины Милославских располагались недалеко от Болхова в с. Ильинском, а в Рождество-Богородичном Оптине монастыре, рядом с городом, находились их фамильные усыпальницы. С возвышением Милославских в прежде бедствовавший монастырь по­сыпались щедрые дары, которые позволили начать в нем в 1668 году строительство каменного Троицкого собора. Позднее в монастыре строится Рождественская церковь, а его территория обносится каменной оградой.

     В 1671 году на средства окольниче­го и воеводы Ивана Ивановича Ржевского — предка А. С. Пушкина — в крем­ле воздвигается двухэтажный Спасо-Преображенский собор. Впоследствии воеводу, геройски погибшего при обороне крепости Чигирин в 1678 году, погребли в построенном им храме. Позднее рядом с отцом похоронили и его сына, воеводу Т. И. Ржевского, убитого во время Астраханского восстания (1705 г.).

     В конце XVII века в женском Рождественском монастыре строится камен­ная соборная церковь во имя Рождества Христова, в 1701 году здесь же со­оружается надвратная церковь св. Алексея Митрополита. На пожертвования купцов Бабковых в 1703 году в кремле возводится жемчужина Болхова — Троицкая церковь.

     В течение XVIII — XIX веков все деревянные храмы города заменяются каменными, но сложившаяся система расположения церквей остается неизменной. Новые каменные храмы встали на места своих деревянных предшественников прошлых веков. В центре города, на Красной горе, где в древно­сти находился Болховский кремль, поднялась громада нового Спасо-Преображенского собора (1841-1871 гг.), заменившего собой старый обветшавший. Вмещал он до четырех тысяч человек. Главный его колокол весил более семисот пудов и был слышен за 15-20 верст от города.

     В начале XX века в Болхове насчиты­валось 26 храмов, и по количеству церквей и соборов он уступал лишь Ельцу и губернскому центру Орлу.

     В свое время Болхов пользовался славой одной из кожевенных столиц России. В 1719 году фискалы Свенской ярмарки доносили киевскому губернатору: «…В Болхове есть кожевенные заводы превеликие…», а к 1797 году их число в городе достигло 107! В отличие от своих соседей, жителей города Мценска, которые были известны как люди дерзкие, задиристые и склочные, болховитяне слыли людьми простоватыми и даже несколько с глупинкой. Про них сказывали, что они «звоном рака встречали». Но эта простота была особого рода, про которую говорят, что она хуже воровства. На всю Россию прославились знаменитые сапоги с картонными подметками, поставлявшиеся болховскими купцами русской армии в Крымскую кампанию 1853-1856 годов.

     Вместе с тем по образу жизни и пат­риархальности нравов Болхов являлся типичнейшим провинциальным рос­сийским городком, что наглядно иллю­стрируют стихи некогда популярного Саши Черного, которые так и называ­ются «Уездный город Болхов»:

           25 церквей пестрят со всех сторон,

          Лиловые, и желтые, и белые в полоску.

          Дева у окна скребет перстом прическу.

          В небе караван тоскующих ворон.

          Воняет пылью, клеем и кожей.

          Стемнело. День умер. Куда бы пойти?

     В 1918-1919 годах в Болхове были образованы художественно-научный и краевой музеи, созданные стараниями местного художника-краеведа И. К. Гаврилова. Жажда этого энтузиаста-собирателя была поистине ненасытной, иные экспонаты он добывал, по его же словам, даже под угрозой собственной жизни. В переписке с Москвой он то просил прислать «хотя бы записку, написанную рукой тов. Ленина», то сетовал на то, что в экспозиции не представлены работы современных художников — кубистов и футуристов.Уже в 20-е годы музей насчитывал до трех тысяч экспонатов, в том числе картины, предметы старинного быта, археологическую, нумизматическую, геологическую коллекции, научную библиотеку. В картинной галерее были представлены работы немецких и фламандских живописцев, а из русских мастеров — Брюллова, Левицкого, Бруни, Айвазовского; в нее входила коллекция бронзы и фарфора, гравюр и рисунков. При музее были образованы общества юных друзей музея и любителей старины и искусства, проводились лекции и беседы. И это при том, что музей существовал почти без всяких средств и помощи, а в его штате были лишь дошедший до крайней бедности заведующий и уборщица.

     Начавшийся в 1930-е годы антирелигиозный погром не обошел и Болхов. Были взорваны Тихвинский собор Оптина монастыря, ряд других храмов. Сильно пострадал город и во время войны, пропала или оказалась уничтоженной большая часть экспонатов му­зея, а само здание бывшей богадельни, где он помещался, — сожжено. Тем не менее, наибольший урон памятники Болхова понесли в послевоен­ное время. На государственную охрану были поставлены церковь Троицы, Троицкий собор Оптина монастыря, Рождественский собор в одноименном женском монастыре и крыльцо Спасо-Преображенского собора. Поскольку остальные храмовые строения в категорию памятников архитектуры не вошли, а их запущенные фасады отнюдь не украшали город, то и выходом из положения становился снос.Таким образом, с 1945-го по 1970 годы оказалось уничтожено более десятка церквей. Заключительным аккордом этой волны варварства стал взрыв, несмотря на протесты Общества охраны памятников, в 1970 году колокольни церкви Николы Гончарного, венчавшей самую высокую точку города.

     И вообще послереволюционное время жестоко обошлось с Болховом. Население некогда процветавшего городка сократилось с 30 тысяч (1917 г.) до 12,9 (1989 г.) человек. Новые пути сообщения, в том числе железные дороги, прошли мимо, а старые — знаменитый тракт Москва — Киев — оказались забытыми. Припорошил городок и чернобыльский «снег». Утрата же дорогих городу памятников архитектуры довершила урон, а ничего нового, что имело бы хоть какие-то архитектурные достоинства, взамен снесенного возведено не было. По счастью, ключевые и наиболее древние памятники Болхова, формирующие его живописный силуэт, сохранились, а проведенные в последнее время на Спасо-Преображенском соборе, Троицкой и Георгиевской церквах реставрационные работы позволили, хотя бы частично, вернуть городу его прежнюю красоту. И сейчас, как и прежде, обозревая с высоты Троицкого Оптина монастыря панораму города, хочется повторить слова И. М. Долгорукова, известного литератора своего времени, мемуариста, проезжавшего здесь в 1817 году: «А Болхов издали — картина!».

(1)3десь имеется в виду ныне не существующий город Звенигород, входивший в Карачевское княжество и прекративший свое су­ществование предположительно около 1406 года. Князь же Звенигородский Александр Федорович с сыном Федором и князьями Михаилом Ивановичем Хотетовским, Свидригайлом Ольгердовичем, Патрикеем Наримантовичем и Семеном Перемышльским в 1408 году покинули свои владения, попавшие под власть литовцев, и выехали на московскую службу. Остатки древнего Звенигородского городища сохранились у села Спасского, недалеко от города Орла.


Оставить комментарий

Глава Болховского района

Телефоны экстренных служб