Фото автора и С.Ю. Житенева
Орловщина — удивительные по красоте места! Здесь, среди просторов полей, сменяющихся то легкими березовыми рощицами, то густыми лесными чащами, расположился старинный русский город Болхов. Действительно, на Орловщине он — один из самых древних, первое упоминание относится к концу XII в.
Болхов привольно раскинулся на холмах — его небольшие улицы то взбираются вверх, то весело сбегают по склону. Определяет облик города и живописное, извилистое русло реки Нугрь. Здесь сохранилась дореволюционная жилая застройка: небольшие дома с палисадниками, резными наличниками окон по-прежнему стоят вдоль улиц. Когда-то Болхов по праву считался жемчужиной Орловщины. Даже в те времена, когда каждый город изобиловал церквами, Болхов выделялся: к концу XIX в. здесь было около 30 храмов.
Центр города — Красная гора. Здесь во времена царя Иоанна Грозного для защиты от вражеских посягательств была возведена крепость-кремль, на территории которой были расположены храмы. Деревянная крепость не сохранилась, но вершину Красной горы и поныне венчает прекрасный ансамбль — величественный Спасо-Преображенский собор постройки XIX в., недавно восстановленный из руин, и удивительный по изяществу силуэта Свято-Троицкий храм -замечательный памятник древнерусской архитектуры. Древняя история Болхова теряется в глубине веков, документальных свидетельств о нем практически не осталось. Есть летописное свидетельство о разорении в XIII в. этих земель монголами. В XVI в. с появлением крепости Болхов, как и многие города Орловского края, становится защитником Руси. Сильно пострадал он в Смутное время: одно из сражений у реки Каменка 30 апреля 1608 г. с армией самозванца было проиграно. А XVII в. прошел в борьбе с набегами то поляков, то крымских татар, продолжавших беспокоить Русь.
Мирные времена настали для Болхова лишь в конце XVII — начале XVIII столетий. Тогда и начал он постепенно подниматься. В конце XVII в. Болхов даже хотели сделать центром самостоятельной епархии. В те времена город пользовался покровительством царской семьи. Здесь, под Болховом, были вотчины бояр Милославских, из знатного рода которых происходила первая жена царя Алексея Михайловича Мария Ильинична. Боярин Иван Михайлович Милославский был воспитателем будущего царя Федора Алексеевича. Тогда храмы и монастыри Болхова поддерживались вкладами царской семьи, пожертвованиями царевны Софьи, царя Федора Алексеевича, царей Иоанна V и Петра I. При царе Алексее Михайловиче через Болхов прошел первый почтовый тракт, соединивший Москву и Киев. Царь Петр I проездом в Киев побывал в Болхове, обратил внимание на кожевенное ремесло, которым славился город, и позже посылал сюда людей на обучение кожевенному делу.
В XVIII в. в городе разворачивается каменное строительство, возводятся новые храмы. В XIX столетии Болхов переживает свой расцвет. Ведется обширная торговля с Москвой, Санкт-Петербургом и Киевом. Город производил и вывозил на продажу пеньку, конопляное масло, сало, мед, воск, соль, зерно. Большим спросом в России пользовалась продукция кожевенного производства. Болховичи занимались также бондарным, валяльным промыслами, обработкой известкового камня, резьбой по дереву и прасольством. Болхов был городом купеческим и патриархальный уклад купеческой жизни определял его дух, благочестивые обычаи и традиции. Купцы были строителями и благотворителями болховских храмов
Спасо-Преображенский собор (современный вид)
В 1841 — 1844 гг. было возведено новое здание Спасо-Преображенского собора, главной святыни города. Первый каменный храм на месте деревянного построил воевода И.И. Ржевский еще в 1671 г. История сооружения нового каменного собора такова. В начале XIX в. старое здание собора обветшало, храм был тесен для разросшегося населения города. Сначала его хотели просто расширить, но настоянием купца Ф.Г. Шестакова и на его средства решено было построить новый собор.
Болхов. Присутственные места
Шестаков не пожалел сил на возведение собора, но скончался,не дождавшись завершения постройки. Продолжили его дело другие болховские купцы. Собор вышел на славу: двухэтажный шестипрестольный храм, увенчанный пятиглавием, в стиле «тоновского классицизма», торжественный, выдержанный в пропорциях, стал достойным украшением города.
Рядом с собором — Троицкий храм. Это один из старейших храмов и самый яркий архитектурный памятник Болхова. Он возведен из красного кирпича на месте деревянного храма в 1701 -1708 гг. Строителями его был старинный купеческий род Бобковых. «Дивное узорочье» украшает барабаны пятиглавия, по стенам — пояс кокошников с раковинами, богатый карниз, нарядные «кафли» — изразцы с растительным орнаментом. Колокольня с богатым эклектичным декором была пристроена в конце XIX в. На Красной горе стоял также древний Николо-Космодамианский храм, а от него начиналась главная улица — Большая Никольская, вдоль которой выстроились Успенский, Николо-Торговский, Вознесенский и Николо-Гончарский храмы. Эту величественную картину мы теперь можем видеть только на дореволюционных фотографиях.
Большая Никольская улица (фото начала XX в.)
Троицкая церковь (современный вид)
Из храмов, возвышавшихся вдоль Никольской улицы, не осталось ни одного. Из 30 храмов, бывших в Болхове до революции, до наших дней сохранилась лишь треть, часть из них в плачевном состоянии…
Были в Болхове и два монастыря — мужской и женский. Мужской Троицкий Оптин монастырь, по преданию, основал в XV в. раскаявшийся разбойник Опта — тот же, что позже основал знаменитую Введенскую Оптину пустынь. Вкладчиками Троицкого Оптина монастыря были бояре Милославские, на его территории находился фамильный склеп рода Милославских, на их средства в начале XVIII в. в обители был возведен каменный Троицкий собор. В XIX столетии на территории монастыря было уже три каменных храма.
Еще с XVI в. упоминается в Болхове и женский монастырь, на месте существующего поныне храма Рождества Христова. Но в екатерининскую эпоху обитель была упразднена. И вот в XIX столетии в Болхове вновь появляется женский монастырь. Его возникновение связано с именем дворянки Софии Иосифовны Трубицыной. Потеряв 21-летнего сына, она поселилась в своем имении под Тулой, где собрала женскую общину. София Иосифовна получила благословение на устроение обители, но долгое время сестры не могли подыскать подходящее место. Вскоре после того, как во Введенском храме Болхова в 1851 г. промыслительно зажглась сама собой свеча перед иконой Всех Святых, СИ. Трубицына с сестрами перебрались в Болхов и поселились при этом храме. Позже на окраине города нашлось место для монастыря. В память об этом важном для начала обители событии она была названа Всехсвятской. В 1868 г. был возведен величественный семиглавый храм в честь Всех Святых, освященный в 1870 г. Позже был построен пятиглавый храм в честь Положения Честной Ризы Господней, поскольку у основательницы монастыря Софии Трубицыной хранилась частица Ризы Господней — святыня, доставшаяся ей еще при крещении от крестного, генерала Тараканова.
Троицкий Оптин монастырь (фото начала XX в.)
Святыни, храмы, обители Болхова в старину привлекали многих паломников. Можно сказать, что Болхов находился под особым покровительством Царицы Небесной — город прославился Ее чудотворными иконами. Самой почитаемой святыней была явленная Тихвинская икона Божией Матери. Доподлинно время обретения этого образа неизвестно. По преданию, он явилась близ Троицкого Оптина монастыря, на трех соснах. Известен только сам день обретения иконы — 11/24 мая, память свя-щеномученика Мокия. На месте ее явления была построена часовня, а рядом забил целебный источник, названный Тихвинским.
Колокольня Троицкого Оптина монастыря (фото начала XX в.)
Первое письменное упоминание об иконе, свидетельствующее о ее почитании, относится к 1706 г. Сохранилось также предание, что Богородица прошла у монастырской ограды, благословляя Свою обитель. Монастырь стал местом всероссийского паломничества к явленной иконе. После возведения храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери в 1852 — 1856 гг., который стал главным в обители, сам монастырь со временем начали называть Тихвинским. После разорения обители в 1929 г. чудотворная Тихвинская икона была отправлена в г. Орел, в краеведческий музей. В 1942 г. жителям было разрешено привезти из Орла чудотворный образ. Его поместили в Христорождественский храм, где образ пребывает и поныне. В годы войны с иконой совершались крестные ходы, по просьбам жителей ее приносили в дома, Божия Матерь не оставила город Своим предстательством.
Спасо-Преображенский храм в селе Спас-Чекряк (литография начала XX в.)
Особым почитанием пользовалась Иерусалимская икона Божией Матери — точная мера с иконы Успенского собора Московского Кремля, писанная в Москве иконописцем-греком Егором Ивановым в 1755 г. и находившаяся в Николо-Гончарском храме. С конца 1860-х гг. храм даже именовали Иерусалимским — по почитаемому образу. Ныне икона находится в храме Рождества Христова. Здесь же, во Введенском храме, хранится чудотворный образ Божией Матери «Троеручица» из уничтоженного после революции Всехсвятского женского монастыря.
Прославилась и болховская икона Божией Матери «Взыскание погибших». Крестьянин Обухов, бывавший в Болхове по делам, однажды в пути в лютый мороз был застигнут метелью. Он взмолился Божией Матери, вспомнив Ее икону «Взыскание погибших», которую видел в Георгиевском храме Болхова, и дал обет: если будет спасен, закажет список с иконы для своего храма в с. Бор Калужской губернии. Чудом он спасся и выполнил обет. По некоторым свидетельствам образцом для иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», написанной по благословению преподобного Амвросия Оптинского, послужила роспись Болховского Всехсвятского монастыря.
Не только монастыри и святыни города привлекали на Руси паломников. Вдохновляли сердце русского человека живые носители Христова духа — подвижники, прославившиеся своими подвигами. Такие светильники веры были и на Болховской земле.
Последние три года своей жизни в Троицком Оптином монастыре настоятельствовал замечательный деятель Русской Православной Церкви, подвижник, молитвенник, миссионер, просветитель Алтая преподобный Макарий (Глухарев). За недолгое время пребывания в Болхове он преобразил духовную жизнь города, оставив неизгладимый след в памяти благодарных болховчан. Приезжали к нему и из дальних мест. «Никогда еще богомольцы не стремились в таком множестве в Болховский монастырь, как это было при архимандрите Макарий… сюда привлекло многих желание видеть отца Макария, принять от него благословение, получить мудрый совет или утешение в скорби и особенно послушать его проповеднического слова…»1.
В Болховском монастыре архимандрит Макарии принял праведную кончину в 1847 г. И сразу началось его посмертное почитание в народе. В 2000 г. преподобный Макарий (Глухарев) был прославлен в лике святых.
Другой подвижник, священноиспо-ведник Георгий Кос-сов, подвизался в конце XIX — начале XX столетия неподалеку от Болхова, в с. Спас-Чекряк. К нему народ шел со всей России. В 1884 г. он был назначен на беднейший приход Орловской епархии — в Спасо-Преображенский храм с. Спас-Чекряк. Отец Георгий через некоторое время отчаялся и отправился в Оптину пустынь к старцу Амвросию за благословением покинуть приход. Но вместо этого получил наказ ни в коем случая прихода не оставлять и строить каменный храм. Постоянные богослужения, подвижническое служение молодого священника вскоре привлекли людей в Чекряк. Проявился организаторский талант отца Георгия. Он не только построил каменный храм вместо прежнего, деревянного, но создал и окормлял не менее шести школ, больницу, странноприимный дом, приют для девочек-сирот.
Протоиерей Георгий Коссов(фото начала XX в.)
К отцу Егору — так его называли в народе — со всех концов России ехали за духовным наставлением. После кончины старца Амвросия многие его духовные чада, по благословению преподобного, станут обращаться за советом к отцу Георгию. Высоко чтил подвижника св. прав. Иоанн Кронштадтский.
Осенью 1918 г. отец Георгий был арестован и некоторое время находился в уездной тюрьме. Позже последовал новый арест, губернская тюрьма. Здоровье отца Георгия было подорвано, но и тогда он продолжал принимать людей. В эти годы 10-летним мальчиком побывал в Спас-Чекря-ке будущий старец Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин), ему тогда даже довелось несколько дней пожить в доме отца Георгия. Эту встречу с батюшкой Георгием отец Иоанн помнил всю жизнь. Так промыслительно выстраивается духовное преемство: отец Георгий, принявший благословение преп. Амвросия Оптинского, незадолго до кончины благословит будущего почитаемого в народе старца Иоанна (Крестьянкина).
Скончался отец Георгий 26 августа (8 сентября) 1928 г. В 2000 г. протоиерей Георгий Коссов был причислен к лику святых. В декабре 2000 г. были обретены его святые мощи и поставлены для поклонения в Спасо-Преображенском соборе Болхова.
Ныне восстановлена традиция паломничества к Болховским святыням, город возрождается. Восстановлен Спасо-Преображенский собор, в храм вернулась молитва, богослужение. Ведутся восстановительные работы в Троицком и Георгиевском храмах, Оптином женском монастыре. Но многое утрачено безвозвратно. Большинство храмов были закрыты в 1930-е гг., а разрушены относительно недавно — уже после Великой Отечественной войны. Сохранились уникальные фотографии — снимки города, сделанные немцами в оккупированном Болхове. В 1941 — 1943 гг. был даже издан набор открыток «Болхов — город церквей». Некоторые храмы Болхова мы можем теперь увидеть только на этих немецких открытках. Тогда же, при немцах, были открыты храмы, вернулись многие святыни.
О судьбе храмов в советское время можно узнать теперь только из рассказов старожилов, документы практически не сохранились. Многое об этом времени поведал старейший священник Санкт-Петербургской епархии, уроженец Болхова протоиерей Василий Ермаков: «Наступили страшные времена, времена уничтожения — и духовной жизни Болхова, и жизни внешней, храмовой. Я помню, как церковь Михаила Архангела, что на кладбище находится, встречала меня выбитыми окнами, заколоченными дверями, зеницами колокольни. Церковь Воскресения Словущего — это был красивый храм, стояла еще колокольня. Далее была церковь Иоанна Милостивого, также прекрасный храм, на берегу Нугря. Это мои впечатления довоенных детских школьных лет. Я еще помню красоту Болхова, закрытые, но не разрушенные храмы, помню, как в войну потянулись люди к Богу. А сегодня мы видим полное разрушение, здесь прошла вся уничтожающая мощь той советской машины, которая стремилась истребить все святое. Я стал живым свидетелем уничтожения культуры русского народа».
По благословению отца Василия действует в Петербурге паломнический центр «Болховская старина». Вновь можно поклониться болховским святыням, прийти к отцу Георгию Коссову — и на место его подвига в с. Спас-Чекряк, где сохранился целебный источник, и к его мощам в Спасо-Преображенском соборе, побывать в древнем Оптином монастыре.