Главная » Храмы города Болхова

Версия для слабовидящих

Поиск

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages

Ссылки

 

 

Храмы города Болхова

Фото автора и С.Ю. Житенева

     Орловщина — удивительные по красоте места! Здесь, среди просторов полей, сменяющихся то легкими березовыми рощицами, то густыми лесными чащами, расположился старинный русский город Болхов. Действительно, на Орловщине он — один из самых древних, первое упоминание относится к концу XII в.

     Болхов привольно раскинулся на холмах — его небольшие улицы то взбираются вверх, то ве­село сбегают по склону. Определяет облик города и живописное, извилистое русло реки Нугрь. Здесь сохранилась дореволюционная жилая заст­ройка: небольшие дома с палисадниками, резными наличниками окон по-прежнему стоят вдоль улиц. Когда-то Болхов по праву считался жемчужиной Орловщины. Даже в те времена, когда каждый го­род изобиловал церквами, Болхов выделялся: к концу XIX в. здесь было около 30 храмов.

     Центр города — Красная гора. Здесь во времена царя Иоанна Грозного для защиты от вражеских посягательств была возведена крепость-кремль, на территории которой были расположены храмы. Деревянная крепость не сох­ранилась, но вершину Красной горы и поныне вен­чает прекрасный ансамбль — величественный Спасо-Преображенский собор постройки XIX в., недавно восстановленный из руин, и удивитель­ный по изяществу силуэта Свято-Троицкий храм -замечательный памятник древнерусской архитек­туры. Древняя история Болхова теряется в глуби­не веков, документальных свидетельств о нем практически не осталось. Есть летописное свиде­тельство о разорении в XIII в. этих земель монголами. В XVI в. с появлением крепости Болхов, как и многие города Орловского края, стано­вится защитником Руси. Сильно пострадал он в Смутное время: одно из сражений у реки Каменка 30 апреля 1608 г. с армией самозванца было проиг­рано. А XVII в. прошел в борьбе с набегами то по­ляков, то крымских татар, продолжавших беспо­коить Русь.

     Мирные времена настали для Болхова лишь в конце XVII — начале XVIII столетий. Тогда и начал он постепенно подниматься. В конце XVII в. Болхов даже хотели сделать центром самостоятельной епархии. В те времена город пользовался покрови­тельством царской семьи. Здесь, под Болховом, бы­ли вотчины бояр Милославских, из знатного рода которых происходила первая жена царя Алексея Михайловича Мария Ильинична. Боярин Иван Михайлович Милославский был воспитателем бу­дущего царя Федора Алексеевича. Тогда храмы и монастыри Болхова поддерживались вкладами царской семьи, пожертвованиями царевны Софьи, царя Федора Алексеевича, царей Иоанна V и Петра I. При царе Алексее Михайловиче через Болхов прошел первый почтовый тракт, соединив­ший Москву и Киев. Царь Петр I проездом в Киев побывал в Болхове, обратил внимание на кожевен­ное ремесло, которым славился город, и позже по­сылал сюда людей на обучение кожевенному делу.

     В XVIII в. в городе разворачивается каменное строительство, возводятся новые храмы. В XIX столетии Болхов переживает свой расцвет. Ведет­ся обширная торговля с Москвой, Санкт-Петер­бургом и Киевом. Город производил и вывозил на продажу пеньку, конопляное масло, сало, мед, воск, соль, зерно. Большим спросом в России пользовалась продукция кожевенного производ­ства. Болховичи занимались также бондарным, ва­ляльным промыслами, обработкой известкового камня, резьбой по дереву и прасольством. Болхов был городом купеческим и патриархальный уклад купеческой жизни определял его дух, благочести­вые обычаи и традиции. Купцы были строителями и благотворителями болховских храмов

image002

Спасо-Преображенский собор (современный вид)

     В 1841 — 1844 гг. было возведено новое здание Спасо-Преображенского собора, главной святыни города. Первый каменный храм на месте деревян­ного построил воевода И.И. Ржевский еще в 1671 г. История сооружения нового каменного собора такова. В начале XIX в. старое здание собора об­ветшало, храм был тесен для разросшегося населе­ния города. Сначала его хотели просто расширить, но настоянием купца Ф.Г. Шестакова и на его средства решено было построить новый собор.

image004

Болхов. Присутственные места

     Шестаков не по­жалел сил на возведе­ние собора, но скончался,не дождавшись завершения постройки. Продолжили его дело другие болховские купцы. Собор вышел на славу: двухэтажный шестипрестольный храм, увенчанный пятиглавием, в стиле «тоновского классицизма», тор­жественный, выдержанный в пропорциях, стал дос­тойным украшением города.

     Рядом с собором — Троицкий храм. Это один из старейших храмов и самый яркий архитектур­ный памятник Болхова. Он возведен из красного кирпича на месте деревянного храма в 1701 -1708 гг. Строителями его был старинный купечес­кий род Бобковых. «Див­ное узорочье» украшает барабаны пятиглавия, по стенам — пояс кокошни­ков с раковинами, богатый карниз, нарядные «кафли» — изразцы с раститель­ным орнаментом. Коло­кольня с богатым эклек­тичным декором была пристроена в конце XIX в. На Красной горе стоял также древний Николо-Космодамианский храм, а от него начиналась главная улица — Большая Ни­кольская, вдоль которой выстроились Успенский, Николо-Торговский, Вознесенский и Николо-Гон­чарский храмы. Эту величественную картину мы теперь можем видеть только на дореволюционных фотографиях.

image006

Большая Никольская улица (фото начала XX в.)

image008

Троицкая церковь (современный вид)

     Из храмов, возвышавшихся вдоль Никольс­кой улицы, не осталось ни одного. Из 30 храмов, бывших в Болхове до революции, до наших дней сохранилась лишь треть, часть из них в плачев­ном состоянии…

     Были в Болхове и два монастыря — мужской и женский. Мужской Троицкий Оптин монастырь, по преданию, основал в XV в. раскаявшийся раз­бойник Опта — тот же, что позже основал знаме­нитую Введенскую Оптину пустынь. Вкладчиками Троицкого Оптина монастыря были бояре Милославские, на его территории находился фамильный склеп рода Милославских, на их средства в начале XVIII в. в обители был возведен каменный Троиц­кий собор. В XIX столетии на территории монас­тыря было уже три каменных храма.

     Еще с XVI в. упоминается в Болхове и женс­кий монастырь, на месте существующего поныне храма Рождества Христова. Но в екатерининскую эпоху обитель была упразднена. И вот в XIX сто­летии в Болхове вновь появляется женский монас­тырь. Его возникновение связано с именем дворян­ки Софии Иосифовны Трубицыной. Потеряв 21-лет­него сына, она поселилась в своем имении под Ту­лой, где собрала женскую общину. София Иосифов­на получила благословение на устроение обители, но долгое время сестры не могли подыскать подхо­дящее место. Вскоре после того, как во Введенском храме Болхова в 1851 г. промыслительно зажглась сама собой свеча перед иконой Всех Святых, СИ. Трубицына с сестрами перебрались в Болхов и по­селились при этом храме. Позже на окраине города нашлось место для монастыря. В память об этом важном для начала обители событии она была наз­вана Всехсвятской. В 1868 г. был возведен величе­ственный семиглавый храм в честь Всех Святых, освященный в 1870 г. Позже был построен пятигла­вый храм в честь Положения Честной Ризы Господ­ней, поскольку у основательницы монастыря Со­фии Трубицыной хранилась частица Ризы Господ­ней — святыня, доставшаяся ей еще при крещении от крестного, генерала Тараканова.

image010

Троицкий Оптин монастырь (фото начала XX в.)

     Святыни, храмы, обители Болхова в старину привлекали многих паломников. Можно сказать, что Болхов находился под особым покровитель­ством Царицы Небесной — город прославился Ее чудотворными иконами. Самой почитаемой святы­ней была явленная Тихви­нская икона Божией Мате­ри. Доподлинно время об­ретения этого образа неиз­вестно. По преданию, он явилась близ Троицкого Оптина монастыря, на трех соснах. Известен только сам день обретения иконы — 11/24 мая, память свя-щеномученика Мокия. На месте ее явления была построена часовня, а рядом забил целебный источник, названный Тихвинским.

image012

Колокольня Троицкого Оптина монастыря (фото начала XX в.)

     Первое письменное упоминание об иконе, сви­детельствующее о ее почитании, относится к 1706 г. Сохранилось также предание, что Богородица прошла у монастырской ограды, благословляя Свою обитель. Монастырь стал местом всероссийского паломничества к явленной иконе. После воз­ведения храма во имя Тих­винской иконы Божией Ма­тери в 1852 — 1856 гг., кото­рый стал главным в обите­ли, сам монастырь со вре­менем начали называть Тихвинским. После разоре­ния обители в 1929 г. чудот­ворная Тихвинская икона была отправлена в г. Орел, в краеведческий музей. В 1942 г. жителям было раз­решено привезти из Орла чудотворный образ. Его по­местили в Христорождественский храм, где образ пребывает и поныне. В го­ды войны с иконой совершались крестные ходы, по просьбам жителей ее приносили в дома, Божия Ма­терь не оставила город Своим предстательством.

image014

Спасо-Преображенский храм в селе Спас-Чекряк (литография начала XX в.)

     Особым почитанием пользовалась Иерусали­мская икона Божией Матери — точная мера с иконы Успенского собора Московского Кремля, писанная в Москве иконописцем-греком Егором Ивановым в 1755 г. и находившаяся в Николо-Гончарском храме. С конца 1860-х гг. храм даже именовали Иерусалимским — по почитаемому об­разу. Ныне икона находится в храме Рождества Христова. Здесь же, во Введенском храме, хра­нится чудотворный образ Божией Матери «Троеручица» из уничтоженного после революции Всехсвятского женского монастыря.

     Прославилась и болховская икона Божией Ма­тери «Взыскание погибших». Крестьянин Обухов, бывавший в Болхове по делам, однажды в пути в лютый мороз был застигнут метелью. Он взмолил­ся Божией Матери, вспомнив Ее икону «Взыска­ние погибших», которую видел в Георгиевском хра­ме Болхова, и дал обет: если будет спасен, закажет список с иконы для своего храма в с. Бор Калужской губернии. Чудом он спасся и выполнил обет. По некото­рым свидетельствам образцом для иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», написанной по благословению преподобного Амв­росия Оптинского, послужила роспись Болховского Всехсвятского монастыря.

     Не только монастыри и святыни города прив­лекали на Руси паломников. Вдохновляли сердце русского человека живые носители Христова ду­ха — подвижники, прославившиеся своими под­вигами. Такие светильники веры были и на Болховской земле.

     Последние три года своей жизни в Троицком Оптином монастыре настоятельствовал замеча­тельный деятель Русской Православной Церкви, подвижник, молитвенник, миссионер, просвети­тель Алтая преподобный Макарий (Глухарев). За недолгое время пребывания в Болхове он преоб­разил духовную жизнь города, оставив неизгла­димый след в памяти благодарных болховчан. Приезжали к нему и из дальних мест. «Никогда еще богомольцы не стремились в таком множест­ве в Болховский монастырь, как это было при ар­химандрите Макарий… сюда привлекло многих желание видеть отца Макария, принять от него благословение, получить мудрый совет или утешение в скорби и осо­бенно послушать его проповедни­ческого слова…»1.

     В Болховском монастыре архима­ндрит Макарии при­нял праведную кон­чину в 1847 г. И сра­зу началось его пос­мертное почитание в народе. В 2000 г. пре­подобный Макарий (Глухарев) был прос­лавлен в лике свя­тых.

     Другой подвиж­ник, священноиспо-ведник Георгий Кос-сов, подвизался в конце XIX — начале XX столетия неподалеку от Болхова, в с. Спас-Чекряк. К нему народ шел со всей России. В 1884 г. он был назначен на беднейший приход Орловс­кой епархии — в Спасо-Преображенский храм с. Спас-Чекряк. Отец Георгий через некото­рое время отчаялся и отправился в Оптину пус­тынь к старцу Амвросию за благословением по­кинуть приход. Но вместо этого получил наказ ни в коем случая прихода не оставлять и строить ка­менный храм. Постоянные богослужения, под­вижническое служение молодого священника вскоре привлекли людей в Чекряк. Проявился ор­ганизаторский талант отца Георгия. Он не только построил каменный храм вместо прежнего, дере­вянного, но создал и окормлял не менее шести школ, больницу, странноприимный дом, приют для девочек-сирот.

image016

Протоиерей Георгий Коссов(фото начала XX в.)

     К отцу Егору — так его называли в народе — со всех концов России ехали за духовным наставлени­ем. После кончины старца Амвросия многие его ду­ховные чада, по благословению преподобного, ста­нут обращаться за советом к отцу Георгию. Высоко чтил подвижника св. прав. Иоанн Кронштадтский.

     Осенью 1918 г. отец Георгий был арестован и некоторое время находился в уездной тюрьме. Позже последовал новый арест, губернская тюрьма. Здоровье отца Георгия было подорвано, но и тогда он продолжал принимать людей. В эти годы 10-летним мальчиком побывал в Спас-Чекря-ке будущий старец Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин), ему тогда даже довелось несколько дней пожить в доме отца Георгия. Эту встречу с батюшкой Георгием отец Иоанн помнил всю жизнь. Так промыслительно выстраивается духовное преемство: отец Георгий, принявший благословение преп. Амвросия Оптинского, неза­долго до кончины благословит будущего почитае­мого в народе старца Иоанна (Крестьянкина).

     Скончался отец Георгий 26 августа (8 сентяб­ря) 1928 г. В 2000 г. протоиерей Георгий Коссов был причислен к лику святых. В декабре 2000 г. были обретены его святые мощи и поставлены для поклонения в Спасо-Преображенском соборе Болхова.

     Ныне восстановлена традиция паломничества к Болховским святыням, город возрождается. Вос­становлен Спасо-Преображенский собор, в храм вернулась молитва, богослужение. Ведутся восста­новительные работы в Троицком и Георгиевском храмах, Оптином женском монастыре. Но многое утрачено безвозвратно. Большинство храмов были закрыты в 1930-е гг., а разрушены относительно не­давно — уже после Великой Отечественной войны. Сохранились уникальные фотографии — снимки города, сделанные немцами в оккупированном Бол­хове. В 1941 — 1943 гг. был даже издан набор отк­рыток «Болхов — город церквей». Некоторые хра­мы Болхова мы можем теперь увидеть только на этих немецких открытках. Тогда же, при немцах, были открыты храмы, вернулись многие святыни.

     О судьбе храмов в советское время можно уз­нать теперь только из рассказов старожилов, доку­менты практически не сохранились. Многое об этом времени поведал старейший священник Санкт-Петербургской епархии, уроженец Болхова протоиерей Василий Ермаков: «Наступили страш­ные времена, времена уничтожения — и духовной жизни Болхова, и жизни внешней, храмовой. Я помню, как церковь Михаила Архангела, что на кладбище находится, встречала меня выбитыми окнами, заколоченными дверями, зеницами коло­кольни. Церковь Воскресения Словущего — это был красивый храм, стояла еще колокольня. Да­лее была церковь Иоанна Милостивого, также прекрасный храм, на берегу Нугря. Это мои впе­чатления довоенных детских школьных лет. Я еще помню красоту Болхова, закрытые, но не разру­шенные храмы, помню, как в войну потянулись люди к Богу. А сегодня мы видим полное разруше­ние, здесь прошла вся уничтожающая мощь той советской машины, которая стремилась истребить все святое. Я стал живым свидетелем уничтоже­ния культуры русского народа».

     По благословению отца Василия действует в Петербурге паломнический центр «Болховская старина». Вновь можно поклониться болховским святыням, прийти к отцу Георгию Коссову — и на место его подвига в с. Спас-Чекряк, где сохранил­ся целебный источник, и к его мощам в Спасо-Пре­ображенском соборе, побывать в древнем Опти­ном монастыре.


Оставить комментарий

Глава Болховского района

СЛУЖБА ПО КОНТРАКТУ

Телефоны экстренных служб

Инвестиции